5 октября TAdviser провел конференцию IT Government Day 2022, посвященную цифровизации государственной жизни в новой реальности. В работе конференции принял участие глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, а также представители ряда госструктур и вендоры, представившие свои продукты и рассказавшие о реализованных проектах.
Сюда пришли представители таких организаций как ФГУП «Космическая связь», «Первый канал», ГКУ «Инфогород» ДИТ Москвы, «Инфосистемы Джет», НИЦ Курчатовский институт, ТТЦ «Останкино», Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, «Алроса» и многих других. Вела мероприятие Наталья Гаркуша, директор центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации, РАНХиГС.
Содержание |
ИТ-армия как краудфандинг
Работа конференции началась с интервью Максута Шадаева, главы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Он ответил на вопросы главного редактора TAdviser Александра Левашова, касавшиеся текущих вызовов в сегменте государственного управления и экономики.
Отвечая на актуальный вопрос о цифровизации военкоматов и возможности отправки повесток через «Госуслуги», руководитель Минцифры отметил, что его ведомство помогло Министерству обороны закрыть инфраструктурный уровень, обеспечив связность сети военкоматов, но об электронных повестках речи не идет — на сегодня они не имеют под собой юридической силы.
Комментируя мобилизацию ИТ-специалистов в условиях жесткого дефицита кадров на ИТ-рынке, Максут Шадаев подчеркнул, что режим частичной мобилизации затрагивает всех — это закон. Специалисты, работающие в области ИТ и связи, не являются здесь исключением. Возможность не быть привлеченным к службе в рамках мобилизации получают только сотрудники, которые задействованы в обеспечении критических процессов, связанных с функционированием сетей связи или с разработкой, поддержкой больших приложений и платформ, влияющих на большое количество процессов и людей. Соответствующие списки передаются в Генштаб, на момент проведения конференции были переданы три списка, готовился четвертый.
На вопрос Александр Левашова о возможности создания российской ИТ-армии с целью противодействия кибератакам противника и ответных действий Максут Шадаев расценил перспективы создания такой структуры как гипотетические — сейчас нет планов формирования ИТ-армии именно как армии, куда будут призывать на службу.
Опыт наших противников показывает, что их ИТ-армия – это краудсорсинговое движение, в которое люди вступают добровольно, сознательно наносят вред российской ИТ-инфраструктуре, — дополнил он. |
Заместить все зарубежные системы? Возможно!
О текущей стадии реализации проекта создания единой цифровой платформы «Гостех» и методических рекомендациях по созданию ГИС рассказали Василий Слышкин, руководитель ФКУ «Государственные технологии», и Владимир Рахманов, первый заместитель директора ФКУ «Государственные технологии».
Мы находимся на стадии оформления приказов по вводу в действие двух ГИС. С марта по май заместили все зарубежные системы — от систем хранения данных до виртуализации — обеспечили защищенность уровня К1. Готовимся к тиражированию, распространению на федеральном и региональном уровнях, — сказал Василий Слышкин. |
Микросервисная архитектура была бы невозможна, если бы не технология DevOps, умеющая «раскатывать» решения на тысячи серверов, отметил Владимир Рахманов. И у «ГосТеха» на сегодня есть и классная цифровая платформа, и DevOps, и еще одна необходимая для успеха составляющая — методология, пояснил он. В ходе работы была выработана эффективная методика проектирования доменов (домены «спорт», «экология», «здравоохранение», «наука» и т.д.) в рамках клиенто-ориентированного подхода в сфере госуправления. Методология предполагает переход к сервисам через потребности клиентов в той или иной жизненной ситуации.
Новые методические рекомендации выработаны для всех этапов создания ГИС: проектирование, разработка, эксплуатация. Однако есть и препятствия для развития. Так, до сих пор действует рекомендация каскадного подхода к разработке ГИС, согласно Постановлению Правительства №676 от 06.07.2015. Но на межведомственном согласовании уже находится новая редакция этого постановления, куда добавлена возможность итеративной разработки, вывода ГИС в промышленную эксплуатацию частями, а также ее отдельных сервисов.
Мы обращаем большое внимание на большое количество обучающих материалов по пользованию нашими методическими разработками, на вебинары, круглые столы, сотрудничаем с ведущими экономическими вузами, — отметил Владимир Рахманов. |
Основные принципы, заложенные в методологию разработки ГИС: поэтапное создание и развитие, ГИС в серии итераций, обеспечение ценности для клиентов за минимальные сроки, управление приоритетами реализации групп требований к ГИС, использование единых стабильных циклов разработки, регулярные демонстрации системы, координация команд разработки, масштабирование команд разработки в зависимости от сложности продукта.
В числе прочего Владимир Рахманов рассказал про базовый комплект методических рекомендаций ЕЦП «ГосТех», в который входят следующие документы: методические рекомендации по разработке ГИС на базе ЕЦП «ГосТех», по включению сервисов в ЕЦП ГосТех, по «Базовым сервисам ЕЦП ГосТех» и управлению динамической инфраструктурой. Для разработок привлекается экспертное сообщество, отметил он.
Эксперименты вне правового поля
Экспериментальным правовым режимам в области цифровых инноваций посвятил свой доклад Сослан Габуев, заместитель директора департамента развития цифровой экономики, Минэкономразвития России. Внедрение цифровых инноваций связано с риском, констатировал он, и основная идея экспериментального правового режима состоит в том, чтобы использовать специальное регулирования в рамках определенной территории на определенный срок и с ограниченным кругом участников. Все это для того, чтобы проверить эффективность как бизнес-идеи, так и технологии.
Существующая нормативная база:
- ФЗ от 31.07.2020 N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
- ФЗ от 02.07.2021 N 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
- 11 актов Правительства РФ и 6 приказов Минэкономразвития.
При подаче заявки в Минэкономразвития, бизнес выходит с инициативой введения специального правового режима, пояснил спикер. Если заявка подходит по формальным признакам, информацию направляют в специальные министерства и ведомства, а также в территориальные органы власти. После ввода специального правового режима устанавливается режим мониторинга, когда отслеживаются риски для граждан, юридических лиц. На завершающем этапе выполняется оценка — был ли эксперимент успешным, и если да, то можно ли распространить режим на всю территории страны, на все субъекты.
От поступления заявки в Минэкономразвития до запуска экспериментального правового режима может пройти 4 месяца, отметил Сослан Габуев. Он таже перечислил уже установленные особые правовые режимы, действующие при:
- использовании беспилотников для доставки почты и грузов в труднодоступных регионах;
- эксплуатации высокоавтоматизированного транспорта без водителя за рулем для коммерческих такси-перевозок (беспилотные авто);
- работы с персональными медицинскими помощниками — сбор данные из различных устройств о здоровье пациентов;
- использовании телемедицинских технологий;
- использовании цифровых финансовых активов при строительстве жилых домов в Норильске;
- эксплуатации беспилотных авиационных систем для доставки грузов и перевозки людей.
Экспериментальный правовой режим позволяет протестировать технологию в условиях, когда закон этого пока сделать не позволяет, — пояснил Сослан Габуев. |
О новом регистре нормативно-правовых актов (НПА) в машиночитаемом формате рассказал Юрий Даценко, директор ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции РФ». Этот центр основан в 1975 году для того, чтобы собирать все нормативно-правовые акты и доводить до сведения граждан информацию о них, напомнил докладчик. Кроме того, здесь отслеживается правоприменительная деятельность. Общее количество НПА оценивается на уровне 14 млн. единиц – это нормативные акты федерального, регионального и муниципального уровня, и которых 88% — муниципальные, 10% — региональные.
Проект систематизации НПА может занять 5-6 лет, отметил Юрий Даценко. Цель проекта — вывод свода нормативно-правовых актов на новый качественный уровень, обеспечивающий ускоренное развитие реального сектора экономики и гражданского общества. Среди задач проекта значатся:
- повышение качества нормотворческой деятельности;
- модернизация системы формирования свода документов и предоставления бесплатного доступа ко всем НПА для граждан и организаций;
- выявление и устранение устаревших и неэффективных норм, ликвидация пробелов правового регулирования;
- организация разрешения законодательных коллизий (противоречий, дублей и т.д.);
- использование нормативно-правовых актов в электронном виде наравне с бумажными документами.
Действующую систему федерального регистра НПА Минюста России спикер охарактеризовал следующим образом: она сформирована в 90-х годах, в каждом регионе своя инсталляция, то есть имеется 83 системы. Целевая модель будущей системы федерального регистра НПА базируется на машиночитаемом формате.
Юрий Даценко упомянул и об ожидаемых результатах систематизации НПА для граждан, органов самоуправления, федеральных органов власти, а также для Минюста России и его территориальных органов.
Свод нормативных актов — сложный, развивающийся механизм. Каждый год порядка миллиона новых нормативных актов создает наше государство, причем 80% из них — изменяющие документы. Порой принимается постановление, а через несколько дней приходят несколько изменений в принятое постановление, — обрисовал ситуацию Юрий Даценко. |
Передавай сигналы
Руководитель проектного офиса ГКУ «Центр налоговых доходов Правительства Москвы» Сергей Труненков перечислил принципы стратегии развития ИТ, которыми руководствуется проектный офис:
- синергетический эффект от цифровой совместной работы сотрудников;
- гибридный подход к разработке;
- использование и переиспользование прикладных решений, минимизация разработок с нуля;
- регулярный поиск возможностей оптимизации и упрощения процессов;
- высвобождение интеллектуальных человеческих ресурсов посредством автоматизации рутинных работ.
Мы разработали внутреннюю стратегию развития ИТ, которую назвали «Совместная работа 2.0». Ее основная цель — получение синергетического эффекта от работы с информационными системами для каждого уровня сотрудников, — отметил Сергей Труненков. |
В рамках стратегии каждая организация рассматривается как комплекс сервисов в разных областях, причем для каждой из этих областей даются четыре класса прикладных решений:
- управление документами — системы BPM, RPA, ECM и др.;
- управление рабочими процессами — системы ESB, ETL и др.;
- аналитическая обработка документов — системы BI, ML, учетные системы и др.;
- межведомственное взаимодействие — системы мониторинга, ИБ, криптография и др.
Далее спикер рассказал о конкретных платформах, прикладных решениях. В частности, о роботах, которые автоматизируют рутинные операции — расписывают поручения в ЭДО, собирают информацию из внешних монолитных систем.
О цифровой экосистеме Росстандарта рассказал Игорь Мнев, руководитель «Центра продвижения цифровых сервисов и услуг», ФБУ «Ростест-Москва». Он представил участникам конференции экосистему «Центра стандартизации и метрологии» (ЦСМ) от «Росстандарта», которая является совокупностью таких цифровых сервисов, как «Единая метрологическая платформа» (58 региональных ЦСМ уже успешно эксплуатируют ПО более 7 тыс. пользователей ФБУ ЦСМ); «Технологическое окружение» (гарантия онлайн-поддержки Единой метрологической платформы (ЕМП), Бухгалтерии государственного учреждения (БГУ) и обмена ЕМП с БГУ) и «Кто поверит». В последнем сервисе за последнее время в четыре раза выросло количество средств измерения.
Кроме того, новая экосистема включает в себя такие сервисы, как:
- Центр распределения заявок — сокращение времени на идентификацию средства измерения;
- виджет «Статус заказа» и компонент «Предварительная запись» — через web-сайт клиент получает онлайн-доступ и без звонков сам формирует, что и когда забирать;
- «MetrolОнлайн» в формате live — крупнейшее профессиональное сообщество в России;
- «Централизованная система управления сайтами ЦСМ РСТ» — своевременное решение в условиях санкций и ограничений;
- «Маркет. Доска объявлений» — метрологический Avito по покупке и продаже метрологического оборудования.
Мы как проектная команда, реализовавшая эту систему, столкнулись с задачей цифровой трансформации. И начали эту цифровую трансформацию с людей. Все специалисты прошли обучение и получили дипломы, это более 11 тыс. пользователей. Но есть те, кто прошел курс и получил диплом, а есть те, кто действительно трансформировался. Уровень ИТ-квалификации людей в массе по-прежнему низкий, — признал Игорь Мнев. |
Про цифровые платформы для управления коммунальной и энергетической инфраструктурой области рассказал Вадим Каретников, директор Агентства развития коммунальной инфраструктуры Московской области. Он сообщил, что здесь проживает порядка 10 млн. человек, работает 718 снабжающих ресурсами коммунальных предприятий. Напомнил о большом количестве нормативных документов и различного рода бумаг, требующихся для осуществления деятельности в области ЖКХ. Например, по одному только Постановлению Правительства РФ №2490 требуется оформить больше 1 тыс. документов для проектирования, строительства, эксплуатации и демонтажа здания.
Основной задачей региона в ходе цифровизации стало снижение срока получения документов. Работа по цифровизации началась с 2016 года, ее этапы:
- цифровизация услуг — сервисы технологического присоединения, тарифообразование;
- цифровизация управления — отраслевые информационные системы, цифровые двойники инженерных систем, мониторинг качества оказания услуг;
- цифровизация инженерных систем (отрасли) — системы диспетчеризации и приборы учета, системы автоматизации.
Затем Вадим Каретников рассказал об успехах цифровизации коммунальной сферы Московской области на каждом из этапов. Так, в рамках цифровой трансформации была создана Единая диспетчерская служба. Дело в том, что сферу ЖКХ образуют три коллектива, которые друг друга не знают и знать не хотят: это «жилищники», «ресурсники» и работники городского хозяйства. Единая диспетчерская помогает снять эту проблему, пояснил докладчик. Самая популярная услуга здесь — это карта коммунальных услуг, снизившая нагрузку на диспетчерскую. На этом ресурсе можно найти информацию по каждому многоквартирному дому, куда звонить в случае необходимости, а еще можно подписаться, и информация будет приходить по Telegram.
Любое управление — передача сигналов, а цифровизация — всего лишь инструмент, хотя и быстрый, эффективный. Мы оцифровали систему управления коммунальным хозяйством. Любую отрасль надо цифровать сверху вниз: сначала услуги, потом управление, и затем инженерные системы, — уверен Вадим Каретников. |
Закрытие Америки — вендоры перестали ориентироваться на абстрактный западный рынок
О возможностях и преимуществах платформы Webinar Meeting рассказал Владимир Карпенко, руководитель бизнес-юнита On Premise & Meeting, Webinar Group. Платформа, на которую уже перешли такие структуры, как «Корпорация развития» республики Карелия и «Электронная торговая площадка Агентства по госзаказу Татарстана», доступна как облачный сервис или может быть развернута на площадке заказчика, отметил спикер. При создании платформы использовалось отечественное ПО и российские сервера. Решение соответствует Федеральному закону №152, здесь обеспечивается шифрование и защита от DDos-атак.
Владимир Карпенко провел сравнение российской платформы и Zoom. По его оценке, Webinar Meeting по ряду показателей превосходит зарубежное решение. Так, помимо соответствия 152-ФЗ и русскоязычной поддержки, российское решение позволяет редактировать записи мероприятий и формировать библиотеки, загружать и демонстрировать контент в форматах doc, pdf, png, jpg, gif, mp4, контролировать присутствие участников встречи.
Спикер представил технические требования к ИТ-инфраструктуре заказчика при развертывании решения на его площадке, пояснив, что они зависят от выбранной конфигурации. Платформа может быть установлена либо как инсталляция на один сервер, либо как система, распределенная по сегментам сети. Посещать мероприятия можно с любого устройства. Встречи могут быть открытыми или c паролем, осуществляется стопроцентное логирование действий участника встречи с возможностью передачи во внешнюю SIEM-систему.
Доступ — либо в браузере, либо в приложении. Собирается статистика по итогам встречи, можно вычислить показатель вовлеченности аудитории с контролем присутствия участников, фиксировать договоренности по итогам встречи с их отправкой всем участникам. Что касается пределов производительности, то над этим специалисты компании постоянно работают, но уже сегодня Минцифры проводит на платформе совещания с количеством участников свыше 5 тыс. человек, заключил спикер.
Российский рынок ВКС-систем один из самых развитых, насчитывает порядка 15 игроков, — отметил Владимир Карпенко. — Среди них есть те, для кого ВКС — добавка к основному бизнесу. Мы же сфокусированы на этом продукте, и в этом наше основное преимущество. Для нас это ключевой продукт, поэтому мы поддерживаем высокий уровень инвестиций. В планах увеличить штат разработки на 90 человек до конца года. |
О роботизации бизнес-процессов в России, преимуществах роботов перед большой автоматизацией и успехах платформы Primo RPA рассказал Илья Кочетов, директор по технологическому развитию, Primo RPA. До февраля у нас был американский UiPath и все остальные продукты, игравшие всего лишь роль второй скрипки, напомнил он. На российском рынке отечественные платформы до последнего времени были в самом хвосте — после Blue Prism, Nice и др.
Минусы западного доминирования на российском RPA-рынке заключались в том, что, во-первых, госсектор не мог работать с западными платформами. Во-вторых, наблюдалось явное недофинансирование российских решений, поскольку они не получали интереса со стороны заказчиков, достаточного для полноценного развития. Было мало крупных внедрений, отмечался недостаток специалистов.
Последние события перетряхнули рынок RPA, констатировал Илья Кочетов. Теперь достигнуто не только равенство российских платформ с западными решениями, но образовался целый ряд преимуществ наших продуктов, поскольку сами вендоры стали ориентироваться на российского пользователя, а не на абстрактный американский рынок.
Достижения платформы Primo RPA за период весна-осень 2022 года:
- паритет по функционалу с западными вендорами;
- успешные проекты миграции с западных платформ;
- пилотные проекты с теми, кто еще не пользовался RPA;
- увеличение команды разработки в два раза;
- амбициозная дорожная карта развития до 2024 года.
Илья Кочетов полагает, что Россия достигла технологического суверенитета в части RPA.
Роботизация — это намного дешевле, чем большая автоматизация, — поясняет он. — На роботах можно делать автоматизацию отдельных процессов буквально за дни, а не за месяцы или за годы. Естественно, мы не заменим MES-системы, а вот процессы вроде отгрузки труб на предприятии или автоматизацию общения с гражданами в госсегменте — это то, что сделать реально и выгодно. Роботы внедряются для того, чтобы сделать то же самое, что человек, но быстрее и дешевле. Это палочка-выручалочка. |
Решение проблем дефицита вычислительных мощностей при помощи российского программного балансировщика нагрузки Octopus предложил Артем Крылов, технический директор, ГК «Юзтех». Он отметил, что в текущих реалиях подавляющее большинство компаний РФ находятся в зоне риска в части закупки ключевого оборудования для ИТ-инфраструктуры. Прямые поставки серверного оборудования в РФ полностью прекращены, а схема параллельного импорта на текущий момент не отлажена и покрывает ничтожно малую долю спроса. В этих условиях особенно важно повышение эффективности использования уже имеющегося оборудования.
В мире все крупнейшие облачные провайдеры (AWS, Azure, Google Cloud) давно выявили проблему — любое серверное оборудование утилизировано примерно на 50%. На масштабах дата-центров этих провайдеров потери мощностей в таком количестве абсолютно не приемлемы, подчеркнул спикер. Держатели ЦОДов решали задачу автоматической балансировки нагрузки посредством различного узконаправленного ПО, причем эти решения не выведены как продукты на рынок для широкого использования.
Далее Артем Крылов рассказал про Octopus — автоматический балансировщик ресурсов дата-центра, разработанный специалистами ГК «Юзтех». Это как раз тот продукт, программный комплекс, который мониторит всю ИТ-инфраструктуру и поддерживает ее в оптимальном состоянии, умея управлять разными типами гипервизоров и оркестраторов. При необходимости Octopus позволяет выполнять балансировку в полуавтоматическом режиме. В планах компании по развитию Octopus’а — поддержка отечественных гипервизоров.
В завершение доклада Артем Крылов рассказал про кейсы, в рамках которых было выполнено перераспределение ресурсов с целью освобождения мощностей под новые задачи, а также чтобы избежать перезагрузки и отказа виртуальной машины.
Помимо нашего Octopus’а, в мире можно купить только еще один балансировщик, потому что такие системы, как правило, создаются компаниями под свои потребности и не выводятся на рынок как продукты, — подчеркнул он. |
На новых вызовах, ключевых особенностях подхода к импортозамещению, методологии и многих других вопросах остановился в своем докладе Дмитрий Заманов, руководитель направления импортозамещения, «Гринатом Простые Решения». Он напомнил о ключевых положениях доклада премьера Правительства РФ М. Мишустина на Стратегической сессии об импортозамещении ПО в отраслях от 13.09.2022:
- выявлено почти 400 видов корпоративного ПО, по которым бизнес подтвердил критическую зависимость от импорта, а объем ежегодных расходов частного сектора на покупку лицензий, внедрение и поддержку составляет примерно 200 млрд рублей.
- Для 80% иностранного софта есть российские аналоги, причем по трети позиций представлено два и больше отечественных варианта.
- Есть компании и структуры, предпочитающие переждать ситуацию, поскольку все внедрено и будет использоваться пока это возможно, однако Правительство планирует отнести все ключевые типы систем и приложений к объектам КИИ и по каждой из позиций установить финальный срок перехода на российское ПО.
Дмитрий Заманов изложил ключевые особенности подхода «Гринатом» к импортозамещению (в их числе использование собственных разработок и средств автоматизации) и обозначил Единую цифровую стратегию «Росатома», проактивный подход к обеспечению импортонезависимости. Кроме того, он остановился на методологии реализации проектов, компетенциях «Гринатома» в импортозамещении.
Спикер также рассказал о продуктах собственной разработки, таких как «Атом.Порт» — система управления конфигурациями — и СБИТС — система управления сервисами (аналог сервисов MS Windows), а также рассказал про опыт создания импортонезависимой ИТ-инфраструктуры в ряде российских регионов и областей.
Импортозамещение — не только закупка программных продуктов, но и широкий сегмент вех, затрагивающих всю атомную индустрию. Это и сквозные технологии, и постройка АЭС, и многое другое, — подчеркнул Дмитрий Заманов. |
О том, как создать единое пространство документов государственных органов и учреждений, рассказала Елена Колесникова, руководитель портфеля продуктов, Naumen. Она представила продуктовый портфель компании, включающий более 15-ти разных систем, которые можно использовать для импортозамещения, и подробнее рассказала об одном из продуктов — Naumen Disk.
С помощью Naumen Disk можно организовать эффективную работу с документами на этапе его подготовки, когда требуется поиск вспомогательных материалов, проверка достоверности информации, консолидация проверок, финализация. Речь идет о слабоструктурированных документах: пояснительных записках, регламентах, инструкциях, а также об обработке обращений граждан, формировании и подготовке нормативных инструкций.
Елена Колесникова пояснила, что именно поможет создать в организации быструю и безопасную работу с документами:
- хранение документов в контуре организации;
- иерархическая структура хранения документов как основа доступности и безопасности документов;
- ведение версий документов, а не файлов;
- обеспечение возможности делиться документами по ссылке, чтобы не плодить его версии;
- поиск по содержанию pdf.
Исходя из этого, специалисты Naumen создали коробочный продукт для хранения, создания и интеллектуального поиска документов Naumen Disk. Спикер рассказала о функционале системы, успешно реализованных кейсах в «Мосэнергосбыте» и «Газпромнефти».
Часто при подготовке документа нам нужно искать информацию. Во многих организациях отсутствует единое окно, много рабочего времени тратится на поиск и изучение материалов. И сама подготовка проекта нормативного документа отнимает много времени. Наши инструменты помогут этого избежать. Naumen Disk позволяет работать на предварительной стадии появления документа, — сказала Елена Колесникова. |
В перерыве и по завершении конференции участники общались в неформальной обстановке, а также имели возможность ознакомиться с решениями и услугами ИТ-поставщиков на стендах, развернутых в холле мероприятия.
Михаил Гусев, генеральный директор компании «БОСС. Кадровые системы»:
Сейчас в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» действует комплексная система мер государственной поддержки проектов по разработке и внедрению отечественных программных продуктов, сервисов и платформенных решений. Это новое направление, в ходе которого создаются механизмы, призванные стимулировать внедрение цифровых технологий, созданных преимущественно на основе отечественных разработок, в компаниях приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, федеральных и муниципальных учреждениях. Программа направлена на поддержку отрасли информационных технологий и решений отечественной электронной промышленности.
В конце августа 2022 года были актуализированы методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. Эти рекомендации были сформированы с целью создания общих подходов к цифровой трансформации данных организаций. На первом этапе подобные директивы распространялись только на государственные компании из утвержденного Правительством перечня 91-р. Обновленный же методический документ рекомендуют применять в том числе и коммерческим системо- и градообразующими предприятиям. Минцифры РФ внесло такие предложения на рассмотрение в правительство.
Для компаний реального сектора экономики использование современных технологий и внедрение наиболее эффективных решений в области цифровой трансформации стало ключевыми вопросами развития и удержания лидерства в своих нишах. Одним из таких решений может стать новое импортонезависимое решение — БОСС-HCM от компании «БОСС. Кадровые системы», в задачи которого входит обеспечение автоматизированной поддержки кадрового менеджмента, вовлечение всего персонала компаний в HR-бизнес-процессы и предоставление неограниченных возможностей мобильной и удаленной работы сотрудников компаний в таких процессах, включая электронный кадровый документооборот.
Новая российская полнофункциональная HСM платформа вместе с лучшим существующим ключевым решением компании, «БОСС-Кадровик», будет способна заменить западные системы без потери функциональности, и при этом существенно сократить эксплуатационные расходы на сопровождение.
Кроме выпуска дополнений к методическим рекомендациям, Минцифры сформировало финансовые инструменты поддержки российских ИТ-компаний с целью обеспечения реализации процессов цифровой трансформации: льготное кредитование компаний, реализующих проекты по цифровой трансформации и внедряющих ИТ-решения; льготный лизинг на внедрение цифровых технологий и платформенных решений на основе программно-аппаратных комплексов. А для компаний-заказчиков оно предлагает грантовую поддержку проектов по разработке и внедрению цифровых решений на основе российского ПО.
Таким образом государство продолжает стимулировать увеличение инвестиций в проекты по внедрению цифровых технологий и платформенных решений преимущественно на основе отечественных разработок.
В прошлом «Гознак» запустил ИТ-инфраструктуру на базе российских решений. Расскажите, какие у вас впечатления сложились об эксплутации за это время?
Татьяна Канделаки, директор по цифровому развитию, АО «Гознак»: Наша компания в своих решениях использует продукты как западных, так и российских производителей. В текущей ситуации необходимость перехода на отечественные решения стала очевидной необходимостью. Конечно, мы понимаем, что отдельные иностранные решения опережают наши продукты как по функционалу, так и по удобству обслуживания и эксплуатации, поскольку они разрабатывались и развивались много лет, и учитывают потребности большого количества клиентов по всему миру. По-прежнему остаются ниши, в которых российские разработки пока не могут полностью заменить решения международных компаний. Отечественным компаниям-разработчикам еще предстоит пройти большой путь, но уже сейчас российские решения в области виртуализации, обработки данных, программно-коммуникационных платформ и операционных систем обеспечивают сопоставимые качественные и функциональные характеристики.
Наиболее остро стоит вопрос наращивания компетенций внутренней команды по эксплуатации и обслуживанию отечественных продуктов, а также скорости реакций вендоров на наши потребности в части совершенствования функционала продуктовых решений. Очевидно, что вектор развития, принятый нами несколько лет назад, был абсолютно правильным, и это позволяет нам соответствовать стратегии технологического суверенитета Российской Федерации.
Как вам считаете, у нас хорошо работают механизмы организационной поддержки российских вендоров и поставщиков ИТ? В каких узлах возникают проблемы?
Татьяна Канделаки: Министерство цифрового развития РФ и лично Максут Игоревич Шадаев прилагают все возможные усилия по организации финансовой и технологической поддержки российского ИТ-рынка. Это касается как поддержки компаний-разработчиков и поставщиков, так и ИТ-специалистов. «Гознак» в своих решениях ориентируется, в первую очередь, на собственные финансовые ресурсы и технологии, имеющиеся у нас как у стратегически значимой компании в своей отрасли. При этом мы видим влияние методологической поддержки на российский рынок ИТ в целом, что выражается в ускоренных темпах разработки и развития отечественных программных продуктов, востребованных российскими компаниями.
Вы тесно работаете с регионами в плане ИТ-разработки. Что сейчас происходит с кадрами? Есть ли нехватка специалистов? Если да, то кого не хватает острее прочих?
Татьяна Канделаки: «Гознак» располагает собственными центрами компетенций и разработки цифровых продуктов. Эти центры мы формировали в течение нескольких лет и на текущий момент не испытываем нехватки количества ИТ- специалистов. Конечно, на рынок оказывает влияние тенденция в росте зарплатных ожиданий ИТ-специалистов, но эта тенденция сформировалась не сейчас, а прослеживается уже на протяжении нескольких лет. Предлагаемые «Гознаком» возможности по реализации интересных проектов, репутация работодателя и условия труда позволяются нам успешно привлекать квалифицированные кадры для участия в качестве разработчиков многочисленных ИТ- проектов компании.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Руководитель ФКУ «Государственные технологии»
Заместитель Директора департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России
Директор Департамента цифровой трансформации, Счетная палата РФ
Директор, ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции РФ»
Руководитель проектного офиса,ГКУ Центр налоговых доходов
Директор, Агентство развития коммунальной инфраструктуры Московской области
Заместитель Губернатора Челябинской области
Руководитель Центра продвижения цифровых сервисов и услуг, Ростест-Москва
Директор по цифровизации, Гринатом Простые Решения
Директор по технологическому развитию Primo RPA, Рондем
Технический директор, ГК Юзтех
Руководитель портфеля продуктов, Naumen
Президент компании Polymedia
По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@conferos.ru
Время | Тема доклада | Докладчик |
---|---|---|
10:00 | ДИСКУССИЯ/ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ | Максут Шадаев Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
10:30 | Владимир Карпенко Руководитель бизнес юнита On Premise & Meetings, Webinar Group | |
10:45 | Илья Кочетов Директор по технологическому развитию, Primo RPA | |
11:00 | Артем Крылов Технический директор, ГК Юзтех | |
11:15 | Дмитрий Заманов Руководитель направления импортозамещения, Гринатом Простые Решения | |
11:30 | Елена Колесникова Руководитель портфеля продуктов, Naumen | |
12:15 | ПЕРЕРЫВ | |
13:00 | Василий Слышкин Руководитель ФКУ «Государственные технологии» | |
13:15 | Сослан Габуев Заместитель Директора департамента развития цифровой экономики, Минэкономразвития России | |
13:30 | Юрий Даценко Директор, ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции РФ» | |
13:45 | Сергей Труненков Руководитель проектного офиса, ГКУ Центр налоговых доходов | |
14:00 | Игорь Мнев Руководитель Центра продвижения цифровых сервисов и услуг, Ростест-Москва | |
14:15 | Вадим Каретников Директор, Агентство развития коммунальной инфраструктуры Московской области | |
15:00 | ЗАВЕРШЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
Участники конференции
Атомстройэкспорт | — | Заместитель директора по ИТ |
Департамент информационных технологий Москвы | — | Руководитель проекта |
ЦИТТУ | — | СГТИ |
Научно-проектный центр Развитие города | — | заместитель генерального директора по информационным технологиям |
Контрольно-счетная палата Москвы | — | Ведущий государственный инспектор |
ГБУЗ ЛО ССМП | — | Начальник IT |
РЖД | — | Начальник отдела |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым | — | Начальник управления информационно-технического сопровождения |
Счетная палата РФ | — | Заместитель директора департамента |
ФГБУ ЦЭКИ | — | Советник Директора |
Агентство инноваций Москвы | — | Директор по развитию |
Проектный офис по реализации программы Цифровая Экономика | — | Руководитель направления |
ЦНИИмаш | — | руководитель проекта |
ГКБ №67 | — | начальник отдела ИБ |
Государственная Дума | — | Помощник заместителя председателя комитета |
Департамент информационных технологий г.Москвы | — | Руководитель проектов Аналитического управления |
ГКУ Мосгортелеком | — | Генеральный директор |
Федеральная пробирная палата | — | начальник управления |
Московский фонд реновации жилой застройки | — | Инженер по информационной безопасности |
ФБУ НЦПИ при Минюсте России | — | Начальник отделения |
ФМБА России | — | Начальник отдела |
Департамент городского имущества города Москвы | — | Заместитель начальника Управления информатизации |
Министерство финансов Республики Армения | — | Советник министра финансов |
Депинформтехнологий Югры | — | Директор |
ФГБУ ГИВЦ Минкультуры России | — | Руководитель управления |
РЖД | — | Главный эксперт департамента информатизации |
Проектный офис по ЦЭ | — | Руководитель направления |
Росприроднадзор ФГБУ ФЦАО | — | начальник отдела |
ГКУ Агентство развития коммунальной инфраструктуры Московской области | — | Директор |
Контрольно-счетная палата Москвы | — | главный специалист |
Департамент строительства города Москвы | — | Советник |
Счетная палата РФ | — | Заместитель директора департамента |
ГКУ Мосгортелеком | — | Генеральный директор |
НО ФРЖС РБ | — | ведущий инженер |
Представительство Сахалинской области при Правительстве Российской Федерации | — | Ответственный за направление цифровая трансформация |
ГКБ №67 | — | начальник отдела |
ЦЭКИ | — | заместитель начальника управления развития ФГИС КИ |
Правительство Челябинской области | — | Заместитель Губернатора Челябинской области |
ДИТ Москва | — | Руководитель проекта |
ФКУ Соцтех Минтруда России | — | директор департамента |
ГИПРОСВЯЗЬ | — | Заместитель генерального директора по ИТ |
Федеральное дорожное агентство | — | Начальник отдела информационных технологий |
Атомстройэкспорт | — | заместитель ИТ директора |
ФКУ ЦОКР | — | заместитель начальника отдела обеспечения эксплуатации ГИС |
ФБУ НЦПИ при Минюсте России | — | Начальник отдела |
ГАУ БО МФЦ | — | Руководитель |
ФГБУ ГИВЦ Минкультуры России | — | Руководитель управления |
Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы | — | Начальник ОИТ |
АНО Россия - страна возможностей | — | Директор по ИТ |
МИД России | — | Главный специалист-эксперт |
МФЮА | — | Заместитель руководителя ИТ отдела |
Минцифры России | — | Руководитель направления |
Росатом | — | ИТ менеджер |
Правительство Московской области | — | Менеджер проекта Цифровые технологии Подмосковья |
Правительство Московской области | — | Первый заместитель директора |
Правительство Московской области | — | Пресс-секретарь |
Государственный университет управления | — | Начальник учебно-проектной лаборатории городского развития |
ФКУ ЦЭАИТ СП | — | Заместитель директора-начальник управления экспертного и аналитического сопровождения государственного аудита и контроля |
РН-БашНИПИнефть | — | Заместитель начальника управления |
Консульский департамент МИД России | — | главный специалист-эксперт |
ФГБУ Центр цифровой трансформации в сфере АПК | — | Заместитель Директора |
Управление делами Президента РФ | — | Начальник отдела ИТ |
Росморпорт | — | Начальник Управления ИТ |
ФКУ ЦОКР | — | заместитель начальника отдела обеспечения эксплуатации ГИС |
Правительство Удмуртской республики | — | Советник председателя правительства Удмуртской республики |
Агентство стратегических инициатив | — | Директор практики Социальные сервисы Дивизиона Качество жизни |
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы | — | Заместитель начальника управления информатизации |
Счетная палата РФ | — | Заместитель директора департамента |
Контрольно счетная палата Москвы | — | Аудитор |
РН-БашНИПИнефть | — | Главный специалист |
Префектура Зеленоградского АО г.Москвы | — | заместитель начальника управления экономики и перспективного развития |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым | — | Начальник управления информационно-технического сопровождения |
Департамент информационных технологий города Москвы | — | Начальник управления |
Контрольно-счетная палата муниципального образования город Тула | — | Председатель |
Атомстройэкспорт | — | заместитель ИТ директора |
Почта России | — | Руководитель направления ГИС ЖКХ |
Департамент информационных технологий г.Москвы | — | Начальник Управления |
Департамент информационных технологий г.Москвы | — | Начальник отдела |
Центр по обеспечению деятельности Казначейства России | — | Заместитель начальника отдела развития информационных систем |
Федеральная пробирная палата | — | Начальник Управления |
Управделами Президента РФ | — | Начальник отдела ИТ |
Контрольно-счетная палата Москвы | — | государственный аудитор |
Контрольно-счетная палата Москвы | — | начальник инспекции |
Федеральное дорожное агентство | — | Начальник отдела информационных технологий |
Минпромторг России | — | директор Департамента радиоэлектронной промышленности |
ПФР | — | Начальник Департамента организации представления государственных услуг и цифрового развития |
ФКУ ЦОКР | — | Начальник отдела развития информационных систем |
Центр по обеспечению деятельности Казначейства России | — | Заместитель начальника отдела развития информационных систем |
ГБУК г.Москвы ОКЦЮАО | — | Заведующий отделом информационно проектной деятельности |
Московская Бизнес Школа | — | руководитель ИТ проектов |
ФГУП ГЦСС | — | Руководитель направления |
Мосэлектронпроект | — | Директор по цифровой трансформации |
ДИТ г. Москвы, Правительство Москвы | — | Руководитель проектов Аналитического управления |
ФКУ Налог-Сервис ФНС России | — | начальник отдела |
НПО МОЛНИЯ | — | Руководитель центра информационных технологий |
ФКУ Налог-Сервис ФНС России | — | начальник отдела |
ДИТ Москвы | — | Заместитель директора департамента системы государственных услуг |
ФБУ ИТЦ ФАС России | — | Директор |
Аппарат Мэра и Правительства Москвы | — | Заместитель начальника Управления |
ФГКУ УВО ВНГ России по городу Москве | — | инженер |
ВДНХ | — | Начальник управления развития ИС |
Департамент информационных технологий Москвы | — | Руководитель проекта |
Счетная палата РФ | — | Заместитель директора департамента |
Минюст России | — | Директор Департамента информатизации и цифровой трансформации |
ТТЦ Останкино | — | Директор ДИТ |
ГКУ Мосгортелеком | — | Генеральный директор |
ВЭБ.РФ | — | Руководитель проектов |
Цифрум | — | нач управления |
КСП Москвы | — | Инспектор |
ФБУ НЦПИ | — | Старший администратор |
ФБУ НЦПИ при Минюсте России | — | заместитель начальника отдела ТОАРМ |
Центр безопасности дорожного движения Московской области | — | Первый заместитель директора |
ГАУ МФЦ Якутия | — | аналитик |
СУМЗ | — | Начальник отдела ИТ обеспечения |
ФГБУ ГИВЦ Минкультуры России | — | Руководитель управления ИТ |
ФГБУ НИЦИ МИД России | — | Руководитель проектов |
ФГБУ НИЦИ МИД России | — | Начальник отдела |
ФГБУ НИЦИ МИД России | — | Первый заместитель директора |
ФГБУ НИЦИ МИД России | — | Главный специалист |
Федеральное казначейство | — | Советник |
Департамент Транспорта Москвы | — | руководитель центра мобильной разработки |
Департамент Транспорта Москвы | — | начальник управления администрирования и эксплуатации ИТС |
Департамент Транспорта Москвы | — | заместитель начальника отдела администрирования ИТС |
Департамент Транспорта Москвы | — | главный специалист отдела администрирования ИТС |
ФКУ ЦЭАИТ СП | — | Заместитель директора-начальник управления экспертного и аналитического сопровождения государственного аудита и контроля |
ЦМАКП | — | Эксперт |
ГУП Московский метрополитен | — | Главный специалист Комплекса цифровой трансформации ДИТС |
РБК | — | Корреспондент |
НИКИМТ-Атомстрой | — | Системный администратор |
Фонд Солково | — | Директор ИТ |
Интерфакс | — | Корреспондент |
Почта России | — | Советник Генерального директора по ИТ-архитектуре и управлению данными |
ФГБУ ФИПС | — | Начальник отдела системного и бизнес анализа |
Департамент строительства города Москвы | — | Заместитель начальника отдела |
ФБГНУ ФНЦ | — | сотрудник |
Контрольно-счетная палата Москвы | — | Заместитель начальника инспекции |
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы | — | начальник информатизации и ПТО |
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости в городе Москве | — | Главный Эксперт |