23 ноября в рамках TAdviser SummIT «Итоги и планы 2022» прошла секция «Цифровизация 2.0 в условиях трансформации бизнес-моделей». Вынужденный формат онлайн-мероприятия позволил расширить число его гостей. Саммит в прямом эфире посмотрели более 800 человек. Выступающие специалисты делились опытом цифровой трансформации своих компаний, взглядом на ключевые явления и термины, а также делали прогнозы: смогут ли инновации изменить не только корпоративную деятельность, но и бизнес-реалии в целом. Вела секцию модератор Наталья Лаврентьева, заместитель главного редактора TAdviser.
Цифровизация нужна не ИТ-отделу, а бизнесу. Опыт цифровой трансформации
Сергей Пауков, директор по информационным технологиям ММП им. В.В.Чернышева поделился опытом цифровой трансформации своей компании. Основное внимание он уделил процессам. Основной методикой реинжиниринга процессов стало инновационное улучшение (Process Innovation). Его алгоритм таков:
- определение процессов, наиболее влияющих на достижение цели;
- разработка системы метрик, определяющих достижение цели и качество;
- разработка набора гипотез (вариантов процессов) по степени достижения целевых параметров, параметров качества и скорости выполнения.
Последнее особенно важно, так как ММП им. В.В.Чернышева — серийный завод, цель которого производить продукцию в указанный срок с необходимым качеством. А вот принципиальной разницы между PCF (APQC) и BPF (eTOM), по мнению Сергея Паукова, нет. Важно, чтобы классификатор покрывал все процессы компании.
Коснулся докладчик и специфики производства. Перечисляя принципы реформирования бизнес-процессов, он отметил, в частности, что децентрализация, хоть и важна, плохо приживается в сфере оборонных технологий, к которой относится и ММП им. В.В.Чернышева. А говоря об идентификации продукции с помощью штрих-кодов, отметил, что в случае сложного машиностроения это не всегда возможно. Выход — наносить штрихкод на тару или в накладные.
Для успешной цифровизации важно понимать, что она нужна не для ИТ. Единственное для чего она нужна, помимо выполнения указаний вышестоящего руководства, это улучшение бизнес-процессов. И бизнесу, хочет он того или нет, придется в ней участвовать, — подытожил Сергей Пауков. |
Еще одним докладчиком, обратившемся к опыту цифровой трансформации своей компании, стал Дмитрий Лосев, CIO IEK Group. Процесс цифровизации он условно разделяет на два периода:
- «неосознанный», когда было решено отказаться от прямой интеграции с партнерами в пользу взаимодействия через EDI-провайдера и начать развитие личного кабинета, предоставляя оттуда все сервисы;
- «полуосознанный», когда накопившиеся массивы данных агрегируются в MDM-систему и из них начали строить аналитическую отчетность. В это же время появляется и собственный портал бизнес-аналитики.
Затем мы задумались о том, сможет ли «цифра» принести нам доход, если ее правильно использовать. И обратили внимание на наш основной процесс — планирование и прогнозирование. Мы взяли задачи по Demand planner и обсудили их с нашими партнерами, которые предлагают коммерческие решения. В результате мы поняли, что сможет справиться самостоятельно. Уже через 5-6 месяцев мы научились намного точнее и качественнее планировать, — поделился успехом спикер. Экономия после внедрения собственного решения составила более 40 млн. рублей. |
Руководство компании осознало важность данных и тот факт, что прошлые успехи были основаны на интуиции, в то время как полагаться нужно на точные знания. Для этого совместно со «Сколково» была запущена корпоративная образовательная программа по цифровой трансформации.
Следующий этап можно назвать осознанным шагом к цифровой трансформации. Сейчас обозначены несколько основных составляющих цифровизации:
- Создание Data office. Была разработана своя технологическая платформы данных, но сейчас отмечаются пробелы в ее бизнес-глоссарии.
- Развитие института владельцев продуктов и ИТ-лидеров в подразделениях.
- Стимулирование. Обучение ИТ-специалистов внутри компании, не только в руководящем звене, но и среди рядовых сотрудников
- Концепция Prosto framework, миссию которого Дмитрий Лосев обозначает так: «с помощью продуктового подхода реализовывать долгосрочную стратегию и добиваться поставленных целей». Это служит своеобразным входным барьером для внутрикорпоративных цифровых инициатив.
Борис Фролов, CIO НКО «Инкахран», уверен, что при всей своей важности инструменты в процессе цифровой трансформации все-таки вторичны. Гораздо важнее, чтобы специалисты были готовы к новым вызовам, умели работать в команде и могли видеть корпоративную ситуацию в целом. Стоит уделять внимание и организационным решениям.
Поле деятельности компании «Инкахран» по поддержке пользователей было поделено на три макрорегиона, каждый со своим куратором.
Куратор отвечает за поддержку пользователей, за открытие новых офисов. Таким образом создается еще одна ступень в управленческой среде. При этом с ИТ в регионах снята непрофильная работа: акты, договоры, счета. Все это отнимает много времени и совершенно не нужно ИТ, особенно ИТ-инженерам. Мы провели федеральные тендеры и сейчас инициируем переход на единого поставщика услуг, который будет заниматься всеми бюрократическими вопросами», — поясняет Борис Фролов. |
Большинство разработчиков работает удаленно и находится в разных городах. При необходимости компания нанимает дополнительных специалистов на проекты, стараясь формировать оптимальный штат сотрудников. Не все компании приемлют такой подход, но бояться не нужно, уверяет Борис Фролов. По его мнению, «удаленка» стала одним из важнейших факторов развития.
Для полноценной работы из любого места вне офиса необходимо обеспечить сотрудников мобильными рабочими местами, возможностью работать совместно. В этом направлении сейчас и движется «Инкахран». Для контроля за качеством работы в компании уже развернута Jira.
Денис Гурко, CIO группы компаний «Дело», предложил четко разделить понятия цифровизации и цифровой трансформации. Ключевым их отличием, по его мнению, является то, что первое предполагает улучшения и повышение эффективности в рамках существующей бизнес-модели посредством внедрения цифровых технологий, а второе — переход к новой бизнес-модели, основную добавочную стоимость в которой формируют цифровые активы и продукты. Поэтому для начала стоит определиться с бизнес-моделью, а уж затем выбирать соответствующие целям инструменты.
ГК «Дело» ставит своей целю стать лидером в сегменте контейнерных перевозок. Достичь этого планируется за счет реализации трех ключевых стратегических направлений: близости к клиенту, операционного лидерства и новых точек роста.
Мы сейчас в целом проводим изменения аналогичные поставленным в рамках стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли России. Это создание общих стандартов, глубокая интеграция активов между собой, электронный обмен внутри группы и вовне со всеми участниками транспортной отрасли. В транспортной отрасли России все регулируется из двух центров управления. Это Министерство цифрового развития и Минтранс. Из-за этого могут возникать некоторые сложности, — поясняет Денис Гурко. |
В корпоративной стратегии цифровой трансформации выделяются ключевые и «обеспечивающие» ИТ-направления. К первым относится автоматизация как подготовка к цифровизации, интеграция для создания общей среды взаимодействия и работа с данными для создания платформенных решений, микро- и макросервисов. Вторые — это инновации как быстрый способ реализации проектов через приобретение стартапов и готового технологического бизнеса, «Цифровая ДНК» — программа проектов трансформации корпоративной культуры и управления, а также кибербезопасность и устойчивость. Также Денис Гурко отметил важность так называемых мини-ИТ-директоров, то есть подготовленных обученных пользователей, понимающих, каким образом использовать технологию для получения наилучшего результата и наибольшей отдачи. Институт таких сотрудников активно развивается.
Роботизация бизнеса. ИТ-поставщики представили свои решения
Секция не обошлась без модной в этом году темы — обсуждали программных роботов. Николай Буланов, менеджер по консалтингу решений в России и СНГ компании Blue Prism, в начале своего доклада привел некоторые любопытные цифры. По данным Gartner, 85% компаний внедрят RPA-технологии в том или ином виде уже к 2022 году. 69% компаний рассматривает рассматривают автоматизацию процессов как ключевой драйвер цифровой трансформации. 80% лиц, принимающих решения о внедрении RPA, считают, что это повышает репутацию их бренда.
Рынок RPA в России растет примерно на 30% в год. В этом направлении отечественные компании заметно обгоняют западные, однако госсектор и медицина все же отстают по части автоматизации, но, вероятнее всего, в ближайшем будущем это изменится.
Поделился Николай Буланов и опытом автоматизации с помощью решений Blue Prism. Для удачного внедрения компания разработала свою операционную модель роботизации (ROM). Самая важная ее часть — подготовительная, это разъяснение действующим сотрудникам важности автоматизации, а также того, что внедрение не приведет к их увольнению. Пренебрежение такой подготовкой может привести к серьезным и долгосрочным проблемам.
С развитием сферы RPA некоторые поставщики решений постепенно отказываются от слова «робот» и даже от самого термина — RPA, так как это синонимы простых и негибких решений. То, что, к примеру, предлагает компания Blue Prism, правильнее называть цифровыми сотрудниками, так как они обладают когнитивными способностями.
Они заняты не выполнением рутинных операций, а являются полноценными координаторами и управляющими цифровой трансформации, — подчеркивает Николай Буланов. |
Окупаются такие решения примерно за год, обычно даже раньше.
О цифровизации в сфере налогового мониторинга рассказал Раймонд Иссако, владелец продукта, «Т1 Консалтинг». Это форма контроля со стороны ФНС, в рамках которого традиционные проверки заменяются на онлайн-взаимодействие. Налоговый мониторинг активно развивается: в текущем 2021 году к нему подключились 209 компаний, в 2022 планируется, что их число вырастет до 3879, а в 2024 — до 7827.
Есть несколько способов взаимодействия компании с ФНС в рамках налогового мониторинга:
- «Удаленное рабочее место» — прямое подключение к инфосистемам бизнеса.
- «Витрина данных» — данные выгружаются на стороннюю платформу.
- «Прямое подключение» — ФНС получает данные в свою систему напрямую от компаний.
В случае «Прямого подключения» используются файлы SAF-T и XML-формат.
Это файлы стандартного налогового аудита. В один файл можно «переложить» всю бухгалтерию, весь налоговый учет, все операции и полностью проследить цепочку действий. Это машиночитаемый формат. Он максимально унифицированный, чтобы с ним было проще работать, — уточняет Раймонд Иссако. |
Также он отмечает, что архитектура решения Т1 позволяет сохранить существующие учетные системы, например, от SAP, 1C или Oracle.
Внедрение налогового мониторинга, кроме прочего, может привести к изменениям во взаимодействии налоговиков и бизнеса. У компаний не будет необходимости рассчитывать налоговые выплаты — эта роль перейдет к ФНС.
Дина Бахарева, руководитель продукта, «АТАЧ», представила решения для работы с электронными документами. Главный плюс продукта заключается в том, что он адаптирован для всех видов устройств. Функционал в любом случае останется полным. Ставить цифровую подпись — важный момент в СЭД — также можно на любом устройстве.
Многосервисная архитектура платформы «АТАЧ» позволяет быстро наращивать функционал и предоставлять заказчику продукт, уже кастомизированный и масштабированный под его нужды. Использование данного решения может ускорить заключение контрактов в 7 раз за счет возможности использования подписей УНЭП, УКЭП, ПЭП, выдачи поручений «в 1 клик» и контроля их исполнения. Также возможна совместная работа с документами.
Экономия времени сотрудников, использующих платформу, составляет до 2 часов в день. Отдельно стоит отметить, что для использования «АТАЧ» не нужно дополнительное обучение — интерфейс интуитивно понятен.
Платформа легко адаптируется под меняющийся бизнес. Благодаря инструментам no-code ее можно дорабатывать без привлечения программистов. А открытое API позволяет бесшовно интегрироваться в ИТ-ландшафт любого предприятия, — отмечает Дина Бахарева. |
Решение обеспечивает полный цикл работы с документами: от создания до передачи в архив и утилизации. Оно соответствует и требованиям 149 Федерального закона.
Директор по информационным технологиям, ММП им. В.В.Чернышева
CIO НКО ИНКАХРАН
Директор по ИТ, Вертолеты России
Директор по цифровой трансформации бизнеса, Европейский медицинский центр
Директор по ИТ, Щербинский лифтостроительный завод
CIO IEK Group
CIO ГК "Дело"
Корпоративный ИКТ-директор МАЙ
Руководитель отдела интеграции цифровых решений, Почта России
Менеджер по консалтингу решений в России и СНГ, Blue Prism
Руководитель продукта АТАЧ
Заместитель главного редактора TAdviser
Владелец продукта, T1 Консалтинг
По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@conferos.ru
Время | Тема доклада | Докладчик |
---|---|---|
15:00 | Вступительное слово | Наталья Лаврентьева Заместитель главного редактора TAdviser, Модератор конференции |
15:15 | Николай Буланов Менеджер по консалтингу решений в России и СНГ, Blue Prism | |
15:30 | Как ИТ может поменять основные устои | Раймонд Иссако Владелец продукта, T1 Консалтинг |
15:45 | Сергей Пауков Директор по информационным технологиям, ММП им. В.В.Чернышева | |
16:00 | Как цифровизация документооборота экономит время топ-менеджера до 2 часов в день в эпоху пандемии | Дина Бахарева Руководитель продукта АТАЧ |
16:15 | Цифровой путь IEK Group | Дмитрий Лосев CIO IEK Group |
16:30 | Борис Фролов CIO НКО ИНКАХРАН | |
16:45 | Денис Гурко CIO ГК "Дело | |
17:00 | Евгений Михалев Корпоративный ИКТ-директор МАЙ |