Содержание |
29 ноября 2018 года в рамках конференции TAdviser SummIT прошла секция «ИТ в финансовом секторе», посвященная цифровой трансформации отрасли и применению в нем новых технологий. С докладами выступили представители крупных банков, вендоров, дата-центров.
Андрей Трушкин, руководитель центра инноваций и перспективных технологий Промсвязьбанка, в своем докладе рассказал об открытых цифровых банковских платформах и связанных с ними экосистемах будущего. Согласно Gartner, открытые банковские платформы уже прошли стадию повышенного интереса к ним. Что касается единой технологической платформы, она, по оценке спикера, станет закономерным результатом эволюции банковских систем за минувшие 20 лет.
Банковские системы эволюционировали от монолитных систем через сервис-ориентированные решения к микросервисным платформам. Однако микросервисы зачастую приводят к хаосу, который далеко не всегда может быть управляемым, - сказал Андрей Трушкин. - Современные тенденции показывают, что микросервисные платформы должны разрабатываться унифицированным способом на основе общих стандартов и технологий, образуя единую платформу. Это позволит программисту, работающему на базе этой платформы, концентрироваться на реализации конкретного бизнес-функционала своей компании или банка. Платформа же берет на себя решение инфраструктурных и многих общих, чисто технических задач. |
Объединение банковских услуг на основе единой, открытой платформы обеспечит решение следующих задач, считает Трушкин:
Со ссылкой на оценки Gartner, Андрей Трушкин оценил применимость такой единой платформы на уровне до 20% мирового банковского рынка.
Начальник развития банковских систем банка Nordea Евгения Ерофеева напомнила, что год назад банк передал АБС на полный аутсорсинг компании ЦФТ. Спикер познакомила слушателей секции с результатами работы банка по новой схеме. Она напомнила, как тщательно банк готовился к аутсорсингу, проработав юридический контракт, где были прописаны все нюансы взаимодействия с поставщиком услуг.
Спикер привела данные, что в течение года было выполнено 170 сертификаций кода, написанного сотрудниками банка по жестким правилам разработчика АБС, разработчик реализовал 128 новых возможностей, банк дважды перешел на новые версии АБС.
В принципе, бизнес-кейс передачи АБС на аутсорсинг получился положительный, - подытожила выступление Евгения Ерофеева. – Поначалу уровень сопровождения по SLA в сравнении с внутренней поддержкой сильно просел, но сейчас выровнялся и находится на том же самом уровне, что и год, и два назад. Вместе с тем, проблемы остались – например, бизнес не всегда понимает, почему проблемы, которые раньше решались быстро, по схеме аутсорсинга решаются достаточно долго. |
Евгений Погребняк, независимый эксперт, в числе прочего остановился на отдельных проблемах автоматизации процесса кредитования в банке. Он отметил, что небольшое количество кредитных сделок может быть проведено с минимальной автоматизацией, проблемы в организации кредитования и потребности в автоматизации возникают, когда кредитный портфель растет и одновременно растет конкуренция.
Автоматизации, по оценке спикера, в банках по-прежнему не хватает и связано это, в том числе с тем, что по-прежнему бытуют следующие аргументы против нее:
Организация может создать только те системы, которые повторяют коммуникации внутри организации, - отметил также Евгений Погребняк. – Если посадить на разработку четыре команды разработчиков, на выходе будет именно четыре модуля, даже если они очень хотят сделать три. |
Ирина Трубина руководитель продукта компании «Логика бизнеса», рассказала о проблемах создания клиентского досье в одном из банков и о том, как они были решены в ходе реализации проекта на базе ECM-продукта. Она напомнила, что банки в целях соблюдения требований 115-ФЗ многократно выполняют сканирование паспорта – в целях идентификации клиента. Банк тратит время – свое и клиента, бумагу, и в результате версия одного и того же паспорта многократно дублируется. При этом найти документ сотрудникам банка в случае необходимости - тоже бывает проблемой.
Как мы предлагаем банку построить клиентское досье? Во-первых, это должно быть единое хранилище документов, удобное в плане работы с ним, - пояснила Ирина Трубина. - Во-вторых, во избежание многократного дублирования сканов паспорта, мы внедряем ЭЦП. Скан паспорта единожды подписывается ЭЦП, во всех банковских системах есть ссылка на него, и этот подписанный скан впоследствии используется для любых операций. Клиентский менеджер обязан проверить только актуальность документа. |
Еще одна проблема – сканирование и хранение документов на получение кредита в банке. Для юридического лица таковых больше 30, сообщила спикер. Их загрузка в систему в банке составляла порядка 12 минут. Компания предложила банку решение на базе сканера, в который кладется вся пачка документов, они считываются и сортируются в автоматическом режиме. Пользователю остается лишь добавить в документы несколько атрибутов, позволяющую их легко найти – номер, дату. В банковской системе документы лежат в соответствии со своим типом, в привязке к клиенту и конкретной сделке.
Еще одна проблема, которую помогает решить банку компания, – управление хранением бумаги с возможностью передачи этой функции на аутсорсинг.
Юрий Драбкин, руководитель направления по цифровой трансформации подразделения IT Division компании Schneider Electric, остановился на цифровой платформе EcoStruxure. Как пояснил спикер в начале доклада, эта платформа построена для удовлетворения потребностей в цифровой трансформации самой компании, а также ее клиентов. Для клиентов в платформе предусмотрено три уровня обслуживания: базовый – оборудование и различная инфраструктура, средний – системы комплексного управления, включая облачные решения, и верхний – аналитика и различные клиентские сервисы.
Типовой проект на базе платформы EcoStruxure позволяет реализовать:
Кроме физической инфраструктуры и прикладных сервисов, мы сейчас очень плотно занимаемся цифровыми объектами, - продолжил Юрий Драбкин. – В ряде проектов за этот и год и даже раньше строилась не только классическая, аппаратная инфраструктура, но и ее цифровые двойники, которые непосредственно участвуют в эксплуатации площадки. Цифровые копии позволяют предвидеть, какой элемент инфраструктуры в ближайшее время может выйти из строя и вовремя заменить его. |
Прикладные задачи клиентов, чаще всего решаемые на базе платформы, - это мониторинг энергетики, создание систем управления зданиями, систем управления инженерной инфраструктурой объектов – серверные комнаты, дата-центры или распределенная инфраструктура, пояснил спикер. В ходе выступления он рассказал также об одном из недавних проектов, в рамках которого в банковском ЦОДе регионального уровня были установлены система энергоснабжения, охлаждение – всего порядка 14 подсистем, работающих как единое целое.
Константин Анохин, коммерческий директор компании Ngenix, констатировал, что сегодня в связи с общей тенденцией цифровой трансформации бизнеса становится важен сам факт непрерывного присутствия бизнеса в интернете – падение банковского сайта, например, может спровоцировать отток вкладов. Соответственно, растет роль веб-приложений, в задачи которых входит информирование клиентов, интерактивная коммуникация с ними, формирование лояльности, проведение удаленных транзакций через системы ДБО.
В связи с цифровой трансформацией веб-приложения начинают получать статус критических ИТ-систем для бизнеса, подчеркнул Константин Анохин. При этом на них влияют три силы внутри компании: бизнес-подразделения – в маркетинговых целях или для продаж, подразделение информационной безопасности и ИТ-служба. И если все три заинтересованных в веб-приложениях подразделения сядут их обсуждать, они должны понимать, что корпоративная сеть – это не интернет, поэтому для реализации доступа клиентов к корпоративным данным, эти данные нужно выносить в распределенные облака, откуда они и могут быть безопасно доступны для удаленных пользователей.
Выводить веб-приложения за пределы корпоративной сети можно в несколько этапов, - пояснил Константин Анохин. – Для начала отдать на сторону DNS–запросы, затем - статический контент, что позволит увеличить скорость загрузки страниц, а если решили идти до конца, можно передать обработку всех запросов в распределенное облако. |
Дмитрий Тамеев, директор по развитию бизнеса RAS, Parallels Inc, напомнил, что два года назад его компания вышла на корпоративный рынок, купив компанию 2X Software. За эти два года на основе продукта этой компании была создана платформа Parallels RAS (Remote Applications Server) - единое VDI-решение для удаленной доставки приложений и рабочих столов, о котором докладчик и рассказал слушателям. По оценке спикера, решение Parallels RAS обеспечивает:
У тяжелых решений по доставке приложений есть два недостатка – они очень сложны в установке и стоят, как чугунный мост, - заметил Дмитрий Тамеев. - Внедрение, поддержка нашего решения существенно дешевле, проще, чем аналогичные тяжелые решения, причем на всех этапах – приобретение, внедрение, дальнейшая поддержка, а работает все ровно так же. |
Павел Ворошилов, директор по облачным продуктам компании Xelent, владеющей, по оценке спикера, самым большим дата-центром Санкт-Петербурга, рассказал, как консолидировать и восстановить в случае аварии разрозненную ИТ-инфраструктуру . Некоторые из банков, отметил спикер, размещают в ЦОД компании второй дата-центр, который можно использовать в качестве резервной площадки для аварийного восстановления (DR – disaster recovery).
Обеспечить возможность DR непросто, констатировал Павел Ворошилов, во-первых, в силу разнородности банковской ИТ-инфраструктуры, в которой одновременно могут использоваться и физические сервера, и виртуальные, разнообразное ПО для виртуализации – и VMware, и KVM, а во-вторых – в силу невозможности создания резервной площадки в публичных облаках.
Для аварийного восстановления необходимо обеспечить следующее, - пояснил Павел Ворошилов. - Высокая доступность узлов, определенная избыточность инфраструктуры и правильный выбор DR-решения. |
Павел рассказал о кейсе, реализованном в одном из крупнейших российских банков на базе DR-решения Hystax Acura. В рамках этого проекта было выполнено следующее:
Миграция была реализована в пять шагов - установка агента для репликации в реальном времени, настройка репликации, создание плана миграции, запуск тестовых миграций и настройка окружения, финальная синхронизация и переключение на новый продуктив.
Данила Медведев, главный архитектор компании «НейроКод», остановился в своем докладе на теоретических вопросах моделирования деятельности банка и влияния моделирования на эффективность работы организации. Проблема сложности ИТ-инфраструктуры любой организации, включая банки, является частью таких серьезных макроэкономических проблем на уровне национальной экономики как замедление роста производительности труда и снижение эффективности научно-технического прогресса, констатировал спикер. Однако ситуация такова, отметил Медведев, что сегодня даже Министерство цифрового развития не использует инструменты специального архитектурного проектирования или моделирования: во-первых, этих инструментов у них попросту нет, а во-вторых, у людей, которые вынуждены этим заниматься, нет соответствующей компетенции.
По мнению Данилы Медведева, гибкие неформальные моделеры – то самое звено, которого недостает и на уровне организации, и на уровне экономики страны с тем, чтобы можно было разобраться, как работает ИТ-архитектура любого масштаба.
Если вдуматься, мы по-прежнему продолжаем использовать модель работы с информацией, предложенную когда-то давно компанией Microsoft и реализованную в стандартном офисном пакете – Word, Outlook, PowerPoint, Excel и другие инструменты. Эта модель хорошо работала в 80-е годы прошлого века, но не позволяет работать с чем-то более сложным, создавать архитектуру, - констатировал Данила Медведев. – Решением проблемы – в России и в мире - должен стать переход на использование гибких, специализированных моделеров, позволяющих создавать цифровые объекты – копии организации, как основы для коммуникаций и принятия управленческих решений. |
В перерывах и по завершении секции участники общались в неформальной обстановке.
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT состоялся в Москве 29 ноября 2018 года и привлек более 700 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. В пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало более 70 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.
Презентация | Докладчик |
Синергия открытых цифровых платформ как основа экосистемы будущего | Андрей Трушкин, руководитель центра инноваций и перспективных технологий, «Промсвязьбанк» |
Взгляд Schneider Electric на цифровую трансформацию | Юрий Драбкин, руководитель направления по цифровой трансформации IT Division International, Schneider Electric |
Время-деньги. Электронное клиентское досье | Ирина Трубина, руководитель продукта, "Логика бизнеса" |
Облачная киберзащита веб-приложений финансовых сервисов | Константин Анохин, коммерческий директор, Ngenix |
АБС на аутсорсинге. Итоги по результатам года | Евгения Ерофеева, начальник развития банковских систем, Nordea |
Parallels Remote Application Server | Дмитрий Тамеев, директор по развитию бизнеса RAS, Parallels |
Точка сборки: как за 4 шага консолидировать и восстановить в случае аварии разрозненную it - инфраструктуру | Павел Ворошилов, директор по облачным продуктам, Xelent |
Моделирование экономики: от анализа к управлению | Данила Медведев, главный архитектор, НейроКод |
Корпоративное и проектное финансирование: что мешает автоматизации? | Евгений Погребняк, независимый эксперт |
По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@conferos.ru