Содержание |
В рамках конференции TAdviser SummIT прошедшей 30 мая 2018 года в Москве и собравшей в общей сложности более 600 участников, состоялась секция «ИТ-Аутсорсинг». В ней приняли участие представители заказчиков и поставщиков ИТ-услуг, которые в докладах и дискуссиях рассмотрели ключевые тренды и практики на рынке аутсорсинга в России и в мире.
Павел Андрианов, директор департамента развития информационных систем Национального расчетного депозитария (НРД), остановился на роботизации – как она применяется в его организации. Докладчик напомнил, что робот – это специальная программа, выполняющая автоматически или по заданному расписанию, какие-либо действия через те же интерфейсы, что и обычный пользователь, добавив, что роботизацию лучше всего использовать, когда применение классической автоматизации либо слишком дорого, либо слишком сложно.
Павел Андрианов, директор департамента развития информационных систем, НРД
Основные инструменты роботизации на рынке – BluePrism, UiPath и Automation Anywhere, однако НРД посчитали целесообразным выбор другого инструментария: Microfocus UFT - для автоматизированного тестирования и Jenkins – свободное ПО для управления роботами.
Павел Андрианов рассказал также о том, что умеют роботы НРД:
По состоянию на конец мая, по словам спикера, пилотный проект в НРД длится 3 месяца, внедрено 13 роботов, роботизировано 25 часов ежедневного ручного труда. В заключение Павел Андрианов сказал, что роботизация не требует на первых этапах больших финансовых затрат, лежит в зоне ответственности ИТ департамента, но не предполагает высокой квалификации от сотрудников. Он добавил, что проблемы и ошибки в ходе внедрения неизбежны, но роботизация того стоит, поскольку это возможность повысить эффективность деятельности компании в короткие сроки.
Роман Кадыков, начальник управления базовыми сервисами компании «Прогресс», поделился видением подводных камней внешней ИТ-поддержки со стороны заказчика. Спикер отметил, что к внешней поддержке обращаются в двух случаях – когда нужны дополнительные «руки» для выполнения задачи, либо когда не хватает компетенций.
Роман Кадыков, начальник управления базовыми сервисами, «Прогресс»
По его мнению, важные моменты, на которые следует обратить внимание в случае применения ИТ-аутсорсинга:
Сергей Македонский, президент ассоциации стратегического аутсорсинга НП «Астра», рассказал о развитии ИТ-аутсорсинга в условиях «рукотворной» стагнации экономики. Он подробно остановился на показателях глобальных рынков ИТ, которые порадовали его процентами роста и в целом, и по отдельным направлениям. Македонский подчеркнул взаимосвязь аутсорсинга и рынка облачных услуг, который «тянет за собой развитие ИТ-аутсорсинга».
Вместе с тем, регион EMEA, к которому относится и Россия, показывает в 2018 году минимальный рост среди глобальных регионов – 3%, а максимальные 6% роста - у США, Канады и Азии. Перейдя к российскому рынку ИКТ, спикер оценил его размеры в $12 млрд и констатировал падение в 2018 году на 3,3% . Если смотреть в динамике, не такой уж и плохой показатель: то же исследование показало падение российского рынка в 2015 году - 33,7%, в 2016 – 16%, а в 2017-м случился рост на 6,6%, но и до конца текущего года еще есть время.
Сергей Македонский, президент ассоциации стратегического аутсорсинга НП «Астра»
Анализируя проблемы рынка российского аутсорсинга, президент НП «Астра» отметил, что ни одного из драйверов возникновения и развития аутсорсинга «фактически нет» - конкуренция, глобализация, экономика услуг, но сам аутсорсинг вместе с тем есть. Ситуация как минимум неоднозначная, если не сказать – противоречивая. Особенно с учетом данных спикера о том, что рынок облачных услуг – тех самых, что, по его оценке, тянут за собой развитие ИТ-аутсорсинга во всем мире, неуклонно растет и в России. Более того, темпы его роста «значительно превышают» мировые - CAGR 20,9% на период с 2016 по 2020 (48,33 млрд. рублей в абсолютном значении к 2020 году).
Отвечая на извечный вопрос «что делать?», спикер обозначил следующие направления развития российского рынка аутсорсинга - открытие новых секторов рынка и новых аудиторий, обучение и сертификация сотрудников и клиентов, развитие отраслевых стандартов, внедрение сервисных инноваций.
Максим Тамбиев, региональный директор Forrester Россия, рассказал об эволюции моделей аутсорсинга и глобальных трендах 2018 года. Он выделил мультисорсинг как превалирующую философию услуг аутсорсинга и усиление роли самого клиента при получении таких услуг, необходимость культурных изменении в компании заказчика.
Максим Тамбиев, региональный директор Forrester Россия
О новых трендах в аутсорсинге приложений рассказал участникам секции Дмитрий Ермишин, старший менеджер практики «Аутсорсинг и сервисы приложений» Accenture Россия. Мировой тренд в поддержке приложений состоит в переходе от практики эффективного устранения инцидентов и управления KPI по ИТ к предотвращению инцидентов и улучшению бизнес-KPI, отметил он. Эта эволюция, по словам Ермишина, приведет одновременно и к снижению стоимости услуг, и повышению ценности аутсорсинга для бизнеса.
Дмитрий Ермишин, старший менеджер практики «Аутсорсинг и сервисы приложений» Accenture Россия
Переход на новый уровень сопровождения приложений предполагает изменения на организационном и на техническом уровне, а также применение новых инструментов – мониторинга и прогнозной политики, ботов и роботизации. В их числе докладчик привел и платформу Accenture MyWizard. По итогам внедрения новой модели вполне достижимы, по словам спикера, следующая оптимизация аутсорсинга: на 3 – 5% улучшение управления сервисом, на 5 – 7% - оптимизация ИТ-ландшафта, оптимизация управления приложениями на 8 – 10%, автоматизация тестирования с уменьшением числа ошибок – 8%.
Андрей Басаргин, генеральный директор компании «БТП», остановился в своем докладе на искусственном интеллекте (ИИ): на общей проблематике его использования для продвижения по различным каналам коммуникации и на конкретных результатах при реализации проектов в различных сферах на базе продукта «Социальный интеллект», разработанного его компанией.
Андрей Басаргин, генеральный директор «БТП»
В общем случае ИИ способен вести поиск потенциальных клиентов, отбирать и сегментировать аудиторию, анализировать ее, прогнозировать поведение, вести учет, формировать статистику, создавать коммуникацию с клиентом, мотивировать и обучать, управлять процессом коммуникации.
Задача любого проекта, реализованного на базе системы «Социальный Интеллект» – автоматизация и повышение эффективности работы специалистов, непосредственно контактирующих с потенциальными пользователями через социальные сети и мессенджеры. Продукт, по словам Басаргина, способен совершать полноценный диалог с пользователями социальных сетей - давать консультации, работать с возражениями, делать предпродажу, презентацию услуги. На основе системы были успешно реализованы проекты в области образования (набор абитуриентов в университет), в банковской сфере (привлечение клиентов – держателей карты), интернет – торговля (увеличение трафика, рост среднего чека, повышение лояльности клиентов).
Генеральный директор компании «Бета» Виктор Субботин поделился мыслями об ИТ-аутсорсинге в условиях «экстремального проекта». Он обозначил признаки такого проекта – агрессивные сроки, быстрая смена способов решения задач, дефицит ресурсов, использование неизвестной технологии, неопределенный состав участников на разных стадиях проекта.
Виктор Субботин, генеральный директор «Бета»
В числе ключевых правил экстремального ИТ-аутсорсера, в частности, оказались следующие:
К ключевым компетенциям аутсорсера–экстремала Виктор Субботин отнес высокую квалификацию, ролевую мобильность и эмоциональный интеллект, а к основным процессам – поиск высококвалифицированных кадров и управление распределенными командами, формирование ядра команды, прозрачность взаимодействия в сочетании с минимальной скоростью, быстрый поиск нужных знаний и технологий.
Алексей Карпунин, коммерческий директор Bell Integrator, представил свое видение будущего ИТ-аутсорсинга в контексте цифровой трансформации и рассказал о возможностях современной облачной платформы. Спикер констатировал неуклонный рост российского рынка ИТ-аутсорсинга, оценив его текущий объем на уровне 100 млрд рублей, а также неизбежность использования инновационных технологий, цифровой трансформации бизнеса. Последняя подразумевает:
Алексей Карпунин, коммерческий директор Bell Integrator
Системная интеграция на базе современной облачной платформы, отметил Алексей Карпунин, позволяет ускорить внедрение и использование инноваций, обеспечивая быстрое развертывание продуктов и сервисов, предоставляя возможность задействовать в бизнесе все доступные на сегодня инновации. К ним можно отнести интеллектуальную видеоаналитику, современную систему принятия решений на базе машинного обучения, интерактивное взаимодействие с использованием дополненной реальности, верифицированные транзакции на базе блокчейна, предсказательную аналитику данных.
Артем Крылов, системный архитектор Usetech, и Игорь Веселов, директор по ИТ OMC, представили доклад вместе, посвятив его проблематике построения партнерских отношений с ИТ-подрядчиком и рассказав о заказной программной разработке Usetech, внедренной в ОМС – компании, специализирующейся на аутсорсинге вспомогательных и непрофильных функций.
Артем Крылов, системный архитектор Usetech
Игорь Веселов, директор по ИТ OMC
В начале доклада спикеры перечислили классические критерии – стоимость и сроки внедрения, репутация, наличие релевантного опыта, гибкость, на основании которых и был сделан выбор в пользу Usetech как ИТ-подрядчика по разработке ПО.
В ходе проекта были созданы следующие разработки для поддержки бизнеса компании:
Евгения Дельнова, операционный менеджер компании «Келли Сервисез ИТ решения», поделилась результатами исследований своей компании на тему мотивации молодых кадров, работающих в сфере ИТ. Для начала она предоставила общую информацию по исследованию: всего в опросе участвовали 502 человека, из них 87% - до 28 лет, 75% мужчин, 78% опрошенных – жители Москвы, Московской области и С.-Петербурга, больше половины (55%) специализируются на разработке ПО и ИТ-поддержке, 82% владеют английским на среднем (intermediate) и продвинутом (advanced) уровнях, 82% имеют высшее образование, 9% получили дополнительное образование за рубежом.
Евгения Дельнова, операционный менеджер компании «Келли Сервисез ИТ решения»
Евгения Дельнова перешла к более качественным характеристикам и ориентирам, выявленным в ходе исследования:
Дмитрий Бородачев, технический директор IBS Datafort, посвятил свой доклад облачной платформе DF Cloud, ее возможностям, а также аутсорсинговым проектам, реализованным на базе облачных сервисов. Охарактеризовав DF Cloud как современную промышленную ИТ-среду, спикер перечислил достоинства облачной платформы:
Дмитрий Бородачев, технический директор IBS DataFort
В качестве примера успешного проекта Дмитрий Бородачев привел кейс, стартовавший три года назад, заказчиком в котором выступил крупный зарубежный ритейлер. Первоначально на основе DF Cloud заказчику оказывались услуги collocation, связи, в облаке была размещена тестовая среда, а подключен только головной офис. Позже заказчик в дополнение к перечисленным сервисам разместил в облаке более 10 пулов ресурсов с отдельными системами (web-сайты, офис и т.д.), пользуется услугами ИБ, а также резервным копированием.
Спикер отметил, что на базе облачных сервисов можно решать самые разные задачи - построить ИТ-инфраструктуру, разместить быстрорастущие высоконагруженные информационные системы, тестовую среду, осуществлять хостинг интернет-ресурсов, реализовать офисную инфраструктуру, констатировав при этом, что гибридное облако – самый распространенный вариант использования облачных сервисов. В заключение Дмитрий Бородачев подчеркнул, что компания IBS Datafort имеет для работы все необходимые лицензии Роскомнадзора, ФСБ и ФСТЭК.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.
Фотогалерея TAdviser SummIT 2018
По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@conferos.ru